Оздоровление

Здоровый образ жизни: детский сад

Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни. 

Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.

Рациональный режим дня

Режим дня подразумевает особое распределение времени и чередование различных видов деятельности в течение дня. Соблюдение режима дает возможность наладить функционирование всех органов и систем, облегчить процесс обучения, сделать процессы работы и восстановления организма наиболее эффективными. Именно поэтому режим дня становится основой формирования здоровья с самых первых дней жизни.

На чем должны строиться режимные мероприятия детей дошкольного возраста?

1.На полноценном удовлетворении потребностей организма ребенка (сон, питание, движение, общение и т.п.).

2.На рациональном уходе, в том числе обеспечении чистоты.

3.На вовлечении ребенка в трудовые процессы.

4.На формировании общепринятых гигиенических навыков.

5.На эмоциональном благополучии и общении.

6.На учете индивидуальных особенностей ребенка.

Питание

В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям рекомендуют придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении. Конечно, вполне допустимо отклонение от режима питания, обоснованное, например, выездом на природу, однако и в этом случае прием пищи лучше максимально приближать к привычному времени.

Физическая нагрузка

Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни. Недопустимо оставлять ребенка весь день дома перед телевизором – это чревато не только проблемами со здоровьем, но и развитием патологического стереотипа, при котором у дошкольника формируется представление об отдыхе именно как о пассивном «лежании» и «ничегонеделании». Старайтесь организовывать выезды на природу, посещать вместе спортзалы и стадионы, а в возрасте 5-6 лет вполне можно начинать заниматься некоторыми видами спорта в секциях.

Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

Закаливание

Польза закаливающих процедур заключается в повышении сопротивляемости организма ребенка к различным инфекционным заболеваниям. Кроме того, замечено, что закаливание способствует повышению работоспособности и развитию целого комплекса компенсаторных реакций.

Несмотря на то, что в будние дни ребенок посещает детский сад, родители при желании могут проводить эффективные закаливающие процедуры. Например, ежедневные обливания прохладной водой могут проводиться утром или вечером. В последнем случае стоит учитывать тонизирующий эффект воздействия холода - в ряде случаев после обливания у ребенка может наблюдаться нарушение засыпания. Впрочем, здоровые дети при достаточной дневной нагрузке легко засыпают при любых обстоятельствах.

Гигиенические мероприятия и навыки

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. Однако, несмотря на все воспитательные мероприятия, стоит учитывать, что ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев нуждается в контроле. Напоминайте ребенку о необходимости мыть руки, контролируйте его умывание, поощряйте его самостоятельность в этих вопросах.

Основные гигиенические правила для ребенка дошкольного возраста:

1.умывание и чистка зубов утром и вечером;

2.мытье рук после гуляния и перед каждым приемом пищи;

3.мытье ног и тазовой области (половых органов и заднего прохода) перед сном;

4.смена нижнего белья один раз в 1-2 дня;

5.мытье всего тела и волос один раз в 5-7 дней;

6.замена постельного белья раз в 2-3 недели;

7.регулярная замена индивидуальных полотенец;

8.использование туалетной бумаги.

Мы перечислили только те моменты, которые касаются чистоты, однако в понятие гигиена входит также соблюдение гигиены зрения (освещение, правильная посадка при чтении и рисовании, ограничение просмотра телевизора), гигиена слуха (сводится преимущественно к ограничению громкости передач и музыки), требования к одежде и обуви (соответствие размера, натуральность тканей, свободный покрой) и некоторые другие показатели.

Благополучная психологическая обстановка

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы. 

Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками; самостоятельная деятельность и помощь по дому.

День здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"

Использование подвижных игра в формировании у дошкольников математических представлений.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Одной из задач детского сада является формирование у дошкольников математических представлений и в этом им помогут подвижные игры с математическим уклоном. Целью проведения данных игр является:  Воспитание интереса к математическим и логическим играм средствами использования  физических упражнений и опоры на  двигательный опыт каждого ребенка.

 

Цифровой  марафон

Цель: закреплять навыки порядкового счета в пределах 20-ти, развивать ловкость, воспитывать взаимоуважение, формировать навыки безопасного бега в  малых по площади помещениях.

Материал: карточки с изображением цифр.

Ход игры: размещаются в произвольном порядке цифры  от 1 до 20 (в зависимости от того какая поставлена цель или на закрепление  числа, с которым знакомили на текущей неделе) воспитатель дает команду: «раз – два- три от 1 до 10 по порядку беги», «раз- два – три от 10 до 20  по порядку беги», «раз- два- три от 10 до 1 в обратном порядке беги » и т.д.

Вариант: вариантом нахождения цифры может быть «раз- два- три к ответу своей задачки беги».

 

«Маршрутный  лист»

Цель:   учить ориентироваться в  пространстве, закреплять навыки порядкового счета в пределах 20-ти, развивать умение самостоятельно выполнять задание, воспитывать взаимоуважение, формировать навыки безопасного бега в  малых по площади помещениях.

Материал: карточки с изображением цифр, индивидуальные листы- маршруты передвижения детей.

Ход игры: в произвольном порядке размещены цифры  от 1 до 20 (в зависимости от того какая поставлена цель или на закрепление  числа, с которым знакомили на текущей неделе). каждому ребенку выдается лист с указанием его передвижения до назначенного пункта по  цифрам- точкам. воспитатель дает команду: «раз – два- три по- своему маршруту беги!», каждый ребенок должен подбежать к своему месту, при этом дотрагиваясь до отмеченных на маршрутах цифр.

 

Больше – меньше

Цель:  развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.

Ход  игры:  педагог  называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля,  и др. если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх.  если названный предмет меньше предыдущего – приседают. выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Вариант: таким же образом закрепляются знания  о понятиях выше – ниже,  шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

 

Покажи  по-разному

Цель: учить операции сравнения,  совершенствовать  координационные способности.

Ход  игры: дети идут обычным шагом.  по  сигналу выполняют соответствующие движения.

Сигналы: «высокие ворота» (обычная ходьба),  «низкие ворота» (ходьба в полуприсиде),  «тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты);  «лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками);  «едем на лыжах», «бежим марафон», «догоняем  убегающего»;  «играем в «классики»  и   т.п.

 

Дует  сильный  ветер

Цель: развивать  слуховое внимание,  мышление, координацию движений.

Ход  игры:  все стоят в кругу, взявшись за руки, и громко повторяют волшебные слова: «дует сильный ветер, раз, два, три!» затем один ребенок, на которого  указывает ведущий, говорит: «меняются местами те, кто любит… (кататься на велосипеде, плавать  в бассейне,  прыгать через скакалку и т.д.). все, кому нравится делать это, перебегают на другое место в кругу. После этого дети снова берутся за руки и игра продолжается.

Вариант:  «меняются местами  те, кто умеет…»

 

Узнай  друга

Цель:  совершенствовать тактильные ощущения, умение ориентироваться в пространстве.

Материал: повязка на глаза.

Ход  игры:  выбирается водящий, ему завязывают глаза. остальные встают в круг. водящий называет любое число. педагог проходит за детьми и, дотрагиваясь за плеча каждого, считает вместе с детьми указанное ведущим число. на ком остановились, того водящий   должен узнать, поочерёдно ощупывая волосы и одежду детей.

Вариант: водящий называет числа больше 5, меньше чем 8, больше 10, но меньше 15 и т.д.

 

Слушай, двигайся,  считай

Цель: развивать  слуховое внимание,  быстроту двигательной реакции.

Ход  игры:  в процессе передвижения по комнате, играющие выполняют задания ведущего:

- один свисток – подпрыгнуть вверх,  два  свистка – повернуться вокруг себя, три свистка – ходьба с высоким подниманием бедра и т.п.;

- выполнение движений в определённой последовательности: - два прыжка вверх, два прыжка вперёд;

 - три шага – равновесие на правой ноге, три шага – равновесие на левой ноге.

свернуть

Домашний стадион

Благодаря спорткомплексу, ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения. Вне зависимости от занятий в спортивной секции, погодных условий, настроения сверстников и партнеров по играм, наличия свободного времени у родителей.

Существует ряд элементарных правил, которые следует запомнить и выполнение которых необходимо требовать от детей неукоснительно:

1.   Игровая зона под конструкциями комплекса должна быть свободна от игрушек и предметов мебели, например стульев, в случае падения со снарядов.
 
2.  Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте. Учите ребенка быть внимательным и осторожным, чтобы он сам со временем заботился о собственной безопасности.
 
3.  Учите ребенка правильно рассчитывать свои силы и в случае сложных ситуаций просить помощи у взрослых. Стеснительность в данном случае неуместна!
 
4.  В случае занятий на комплексе двух и более детей своевременно пресекайте любые попытки ссоры между ними. При этом необходимо вывести ссорящихся детей из игровой зоны и предложить им договориться о правилах поведения на спортивных снарядах. Только после этого дети могут быть допущены к продолжению игры в зоне комплекса.
 
5.  К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, а также ребят в состоянии агрессии. Потому что они не могут сконцентрировать свое внимание и контролировать движения в сложно организованном пространстве комплекса.
 

Каковы требования, предъявляемые к одежде и обуви с точки зрения её удобства и безопасности при занятиях на комплексе?

    Одежда должна быть удобной. Она не должна сковывать движения ребёнка и затруднять теплообмен. Не допускается скользкая кожаная или жесткая пластиковая подошва обуви, также высокий каблук и незавязанные шнурки. Следует помнить, что занятия на комплексе босиком являются лучшей профилактикой от плоскостопия, а также позволяют произвести массаж ступней ног ребенка.

    Наличие посторонних колющих предметов на одежде или в карманах (например, значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.) могут явиться причиной травмы. Перед занятием на комплексе снимите с шеи ребенка предметы украшения в виде бус, цепочек, тесемок и других фенечек. Длинные волосы у девочек должны быть подобраны в косу или зафиксированы резинкой в пучок. Очки у плохо видящих детей должны быть зафиксированы резинкой на затылке.

свернуть

«Спортивные игры на прогулке» консультация для родителей

Не для кого не является секретом, что счастливый ребенок — это, прежде всего, здоровый ребенок.

Как воспитать ребенка активным и ловким, смелым и находчивым? Как помочь ему подготовиться к учебе в школе и жизни среди других людей? Как организовать занятия физкультурой в семье? Эти вопросы волнуют всех родителей без исключения?

Поддерживать общий интерес детей к двигательной деятельности помогут следующие спортивные игры на прогулке.

 

Езда на самокате

Езда на самокате – упражнение, привлекательное для дошкольников. Ребенок осваивает движения также под руководством и контролем взрослого. Ребята должны отталкиваться попеременно как правой, так и левой ногой; катиться, поставив обе ноги на платформу. Важно, чтобы самокат был по росту ребенка, чтобы не создавались неблагоприятные условия для нарушения осанки, искривления позвоночника.

Катание на велосипеде.

Катанию на двухколесном велосипеде можно обучать детей с 3-4 лет, научив прежде кататься на трехколесном велосипеде. Эта работа проводится на асфальтовом покрытии в теплое время года.

Подготовительные упражнения:

1.Учить детей  водить трехколесный велосипед.

2.Учить садиться на велосипед. 

3.Катание на трехколесном велосипеде с поворотами вправо-влево, объездами вокруг предметов.

4.Учить водить двухколесный велосипед, выполнять разные повороты.

5.Езда с помощью взрослого, который держит велосипед за руль и седло, а потом только за седло. 

6.Катание на велосипеде с отталкиванием от земли ногами.

7.Езда на велосипеде прямо и с поворотами.

8.Учить детей садиться на велосипед и сходить  с него.

9.Езда на велосипеде восьмеркой вокруг предметов.

 

Бадминтон
         Игра проводится на площадке размером от 3,5 на 8 до 5 на 10 метров. Посередине на высоте 130 см натягивается сетка (или шнур). Играющие попеременно отбивают волан через сетку. Игра продолжается до 5,7 или 10 очков.

Подготовительные упражнения:

1.Обучение детей способу правильно держать ракетку.

2.Подбрасывание волана.

3.Жонглирование воланом.

4.Техника удара ракеткой справа, слева, над головой.

5.Подача волана.

6.Игра вдвоем.

Овладев элементарной техникой и правилами игры в бадминтон, дети могут играть в неё через веревку или сетку в помещении и на участке.

 

Футбол

Для игры необходима площадка 30 на 15 м и футбольный мяч. Через центр площадки поперек её проводится линия. На торцевых сторонах стойками обозначаются ворота шириной 3-4 м. края площадки могут быть обозначены флажками: четырьмя угловыми и двумя средними.

В игре участвуют 2 команды по 5-7 игроков, включая вратаря. Один из игроков капитан. Игроки каждой команды стремятся серией передач подвести мяч к воротам соперника и забить гол. Задача противоположной команды – не пропустить мяч в ворота и перейти в атаку. Игра длится 2 тайма по 15 минут.

Подготовительные упражнения:

1.Подбивание мяча подъемом ноги.

2.Сбивание кегли мячом с расстояния 2-3 м удобным способом.

3. Прокатывание мяча друг другу между предметами.

4.Прокатывание мяча ударом ноги под планкой, установленной на высоте 40-50 см.

5.Перебрасывание мяча через планку с подбиванием его подъемом ноги.

6.Ведение мяча бегом в прямом направлении.

7.Ведение мяча змейкой.

8.Передача мяча друг другу ударом ноги.

Волейбол

Для детского волейбола подойдет площадка 10 на 10 м. волейбольная сетка или шнур натягивается на уровне вытянутых рук ребенка.

Мяч перебрасывается через сетку сразу или через пас, он не должен касаться сетки во время подачи, но это допустимо в процессе игры. Задача играющих – не дать мячу коснуться земли на своей половине, а передавать его так, чтобы он упал на половине соперника. Игра идет до 5 или 10 очков, продолжительность – 15 – 25 минут (2-3 партии).

Подготовительные упражнения:

1.Отбивание мяча пальцами или ладонями о стену на расстоянии 1м от неё.

2.То же упражнение, но с продвижением вдоль стены приставным шагом вправо-влево.

3.Отбивание мяча о пол ладонями рук стоя на месте.

4.Отработка техники прямой подачи мяча:  удар правой (левой — для лево руких детей) рукой – основанием ладони или сжатым кулаком.

5.Передача мяча в парах, на месте и в движении вперед приставным шагом.

6.Передача мяча друг другу верхней подачей (расстояние 2 м).

7.Перебрасывание мяча друг другу через сетку.

Баскетбол

С мячом диаметром 60-70 см дети играют с 3-4 лет, но в мини-баскетбол их можно обучать игре с 5-6 лет.

Обучение игре  в мини-баскетбол, как, впрочем, и остальным спортивным играм и упражнениям, следует начинать с подготовительных упражнений.

Подготовительные упражнения:

1. Обучать детей правильно держать мяч.

2. Передавать мяч друг другу.

3. Ловить мяч, летящий на разной высоте.

4. Бросать мяч в корзину двумя руками.

5. Ведение мяча ударами об пол одной рукой, используя разные варианты

свернуть