Характеристика физического и психического здоровья детей

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ

Физическое развитие. У ребенка седьмого года жизни идет активная физиологическая перестройка, созревание организма, интенсивно развиваются все жизненно важные системы. Отмечаются изменения во внешних очертаниях лиц, происходит смена зубов, существенно меняются пропорции тела. Продолжает нарастать мускулатура как верхних, так и нижних конечностей. Относительно хорошо в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук, кисти. И это еще одна причина утомления, жалоб ребенка («болит рука»), которые можно услышать от него, скажем, при зарисовке на бумаге большого пространства. Совершенствуется сердечно-сосудистая система. Здоровье ребенка этого возраста при благоприятном образе жизни становится более крепким, организм легче справляется со сменой климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (легкие сквозняки, прохладный воздух, влажность и т.п.). Функциональные возможности организма детей в этот период создают базис для формирования физической и умственной работоспособности. У ребенка возникает желание быть красивым, здоровым, сильным и ловким.

В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гармонии физического развития и здоровьем. У ребенка, имеющего отклонения в физическом развитии, может быть более высокий уровень заболеваемости. Он, как правило, неорганизован, его внимание неустойчиво и непродолжительно, для него характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем как недисциплинированность. Частые и продолжительные болезни могут стать причиной «комплекса неполноценности». Ребенок начинает осознавать факторы, воздействующие на его здоровье, ухудшается настроение, появляется огорчения от частых заболеваний, так как они ограничивают физическую активность и возможность контактов со сверстниками.

Двигательная активность в этом возрасте высока и совершенно естественна. Малая подвижность — относительно редкое явление и, как правило, является результатом различных неблагоприятных факторов. Происходят изменения и в работе органов внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.

Социально-нравственное и личностное развитие. В этот период происходят глубокие изменения в психической жизни ребенка. Они связаны не только с функциональной перестройкой организма, но и с его психологическим взрослением. Изменяется социальный статус ребенка. Это период, когда формируется психологическая готовность к обучению в школе (интеллектуальная, социально-личностная, волевая). Воспитанников привлекает не только желание учиться в школе, но и новая обстановка, новое положение в жизни, обладание аксессуарами, связанными со школьной жизнью («У меня будет новый портфель!» и т. д.). Главное сейчас — чтобы они захотели вступить на эту новую ступеньку, не боялись ее, чтобы их ожидания, связанные с поступлением в школу, базировались на благоприятном эмоциональном фоне. С возникновением стремления к школе и учебе меняется поведение воспитанников. Их привлекают не только различные виды детской деятельности, но возникает желание заняться «серьезным» делом, выполнять ответственные поручения, задания учебного характера.

Важную роль в психическом развитии ребенка седьмого года жизни играет общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Все большее место занимает внеситуативно-познавательное общение. Потребность в сопереживании, внимании со стороны взрослых удовлетворяется в новой форме общения — внеситуативно-личностной. Ребенку становятся интересными разговоры об окружающих людях, героях литературных произведений, фильмов и, безусловно, о самом себе. В таких беседах не только расширяются и углубляются его представления, но и активно формируется коммуникативная готовность к школе, к взаимодействию с будущим учителем. Наиболее эффективным средством изменения поведения ребенка является оценка его действий взрослыми. Постепенно он усваивает моральные оценки, начинает осознавать особенности своего поведения и использует нормы и правила для оценки себя и окружающих.

Не исчезает потребность и в общении с ровесниками. Их сотрудничество носит деловой, практический характер. Многие воспитанники уже имеют довольно устойчивые симпатии среди ровесников, и их предпочтения основываются прежде всего на мотивах дружбы. Ребенок уже способен раскрыть содержание своей дружбы, пробует осмыслить дружеские отношения. Вместе с тем он ощущает дискомфорт, неуверенность в себе, если происходит депривация потребностей в общении, если он оказывается в положении непринятого в группе сверстников. Ребенок седьмого года жизни умеет согласовывать свои действия со сверстниками, регулировать свои действия принятыми нормами поведения, способен к достаточно адекватной оценке себя и своих возможностей. Содержанием общения становятся не только эпизоды конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей. В объединениях детей все выразительнее проявляется такой феномен, как общественное мнение по поводу тех или иных аспектов взаимодействия в разных видах детской деятельности. Ребенок учится согласовывать свои желания со сверстниками, соотносить их с групповыми целями и интересами и в то же время активно отстаивает собственные интересы. Так развиваются умения совместного планирования, формируются отношения взаимной ответственности и помощи.Важные изменения происходят и в структуре самосознания, развивается осознание своего социального «Я». Ребенок становится еще более чувствительным к системе межличностных отношений, возникающих как в семье, так и в детском саду, все чаще сравнивает он себя со сверстниками. Он уже может дифференцировать личностные качества других и самого себя и дать им оценку. К концу старшего дошкольного возраста складывается полоролевая структура личности дошкольников. Активно развивается осознание себя во времени, способность к рефлексии. Дети помнят себя в прошлом и представляют в будущем («Я буду школьником» и др.). В процессе совместной деятельности ребенок научается ставить себя на место того или иного человека, в нем развивается способность сопереживать – эмпатия. Взаимоотношения старшего дошкольника с людьми (как взрослыми, так и ровесниками) становятся наиболее мощным и важным источником его переживаний.

Серьезные изменения претерпевает и мотивационная сфера воспитанников. Вместе с мотивами, связанными со стремлением быть похожим на взрослых, большую побудительную силу у ребенка приобретают познавательные мотивы, соревновательные стремления к самоутверждению, желание сохранить хорошие взаимоотношения с ровесниками, улучшить свое положение среди них. Одно из важнейших новообразований в развитии личности в дошкольном возрасте – соподчинение мотивов (А. Н. Леонтьев). Оно позволяет отказаться от привлекательного в данный момент предмета или действия ради выполнения более важного, хотя, возможно, и более скучного дела. И то, какие мотивы преобладают у конкретного ребенка, определяет направленность его поведения. Безусловно, этот стержень только складывается, но определенную направленность в поведении конкретного воспитанника уже можно наблюдать (созидательную, эгоистичную, потребительскую, разрушительную...). Важно в своем взаимодействии с детьми побуждать ценные для развития его личности мотивы, опираться на них.

Развивается у воспитанников и волевая сфера. Формируются основные элементы волевого действия: ребенок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилия для преодоления трудностей. На этом этапе развития существенно меняется степень произвольности движений ребенка, возрастает умение управлять ими и добиваться их точности. Произвольность проявляется в поведении, в умении подчиняться правилам. Более высоких результатов в волевом действии ребенок достигает при игровой мотивации и при положительной оценке его поведения со стороны ровесников и взрослых.

Ведущей остается игровая деятельность. Воспитанники любят играть, творчески реализовывать сюжет, в котором находят отражение бытовые ситуации, события общественной жизни, элементы трудовой деятельности взрослых. Главным содержанием игр становится воспроизведение отношений между людьми и выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. В играх возникает несколько типов взаимоотношений – реальные межличностные (возникающие до начала игры), сюжетно-ролевые (обусловленные сюжетом и содержанием игры), организационно-деловые отношения по поводу организации игры. Большое место в жизни воспитанников занимают режиссерские игры, игры с правилами (подвижные, дидактические), игры-драматизации.

Развивается и трудовая деятельность детей. Воспитанники проявляют высокую степень самостоятельности в осуществлении самообслуживания, все чаще становятся реальными помощниками в работе взрослых, проявляют желание и стремление им помочь (вместе сажают растения, собирают урожай, ухаживают за комнатными растениями и животными в уголке живой природы, готовят материалы к занятиям и т. д.). Стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы, воспитанники все чаще включаются в экспериментирование. Особенностью старших дошкольников является появление предпосылок новой для них деятельности — учебной.

Познавательное развитие. В этот период активно развивается и познавательная сфера ребенка, психические процессы – ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение. Важным результатом интеллектуального развития воспитанников является достижение высокого уровня образных форм психической деятельности, в том числе образного мышления, опираясь на которое они могут вычленять существенные свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, понимать и успешно использовать схематические изображения.

Восприятие становится более дифференцированным и избирательным, что позволяет воспитанникам различать оттенки, замечать большое количество деталей.

Старшие дошкольники способны овладеть и сложными формами мнемической деятельности. Активно развивается произвольная память, воспитанники овладевают отдельными приемами логического запоминания (смысловым соотнесением материала с уже известным, смысловой группировкой, смысловой обработкой, упорядочиванием запоминаемого материала). Вместе с тем совершенствуется и непроизвольная память. Легко запоминается и надолго сохраняется ими информация, вызвавшая интерес, имеющая социально ценное содержание.

Ребенок седьмого года жизни начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. С помощью речи он направляет внимание его на определенный объект. Но все-таки преобладающим остается непроизвольное внимание – ребенку трудно сосредоточиться на чем-либо однообразном.

Ребенок может решать разные задачи без использования практических действий, только в русле представлений. Достижением в этом возрасте является умение использовать при решении задач схематического изображения. Эта форма мышления является основой для развития логического мышления, связанного с использованием понятий, когда все действия производятся в уме. Таким образом, ребенок семилетнего возраста может решать задачи тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

Активно развивается в этом возрасте и воображение воспитанников, лежащее в основе творчества, создание нового, оригинального в игровой, изобразительной, музыкальной деятельности. Творческая активность воспитанников выражается в их стремлении не придерживаться готовых образцов, штампов, а искать собственные, оригинальные решения, в выражении своего личного отношения к окружающему как уже известными способами, так и самостоятельно придуманными. Творческое воображение относится к основным новообразованиям дошкольного детства; с ним в значительной степени связывают и успешность на первом этапе обучения в школе.

В семь лет, вступив на новую возрастную ступеньку, воспитанники утрачивают непосредственность и ситуативность поведения, приобретают способность действовать внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией будущего школьника. Формируется произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

У воспитанников формируются новообразования, дающие возможность уверенно подняться на новую возрастную ступень. Важно помочь каждому ощутить радость бытия, самоутвердиться и выразить свою индивидуальность.

Речевое развитие. Интенсивно развивается общение и речь наших воспитанников. Дети практически овладевают всем богатством родного языка – словарем, звуковым составом, грамматическим строем, связной речью (диалогической и монологической). Значительно обогащается активный словарь. Возрастает интерес к смысловой стороне слова. Воспитанники употребляют слова в соответствии с их значением, стараются подобрать слова, наиболее точно обозначающие свойства, качества, признаки предметов. Используют в речи видовые и родовые понятия, дифференцируют их. Звуковая сторона характеризуется правильным звукопроизношением всех звуков родного языка. Развивается фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать и объединять их в слоги, различать гласные и согласные, осознанно их артикулировать). Появляется особая чувствительность к языковым формам – формируется чувство языка. Старшие дошкольники используют различные формы речи (ситуативную, контекстную, объяснительную). Их речь выполняет не только функцию общения, но и планирующую (внутренняя речь).

Вторая сигнальная система приобретает все большее значение в регулировании (и саморегулировании) деятельности детей.

Художественное и эстетическое развитие. Развивается и художественная деятельность дошкольников — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, театральная. В ней проявляются и активно формируются художественные способности детей и, вместе с тем, идет приобщение их к общечеловеческой и национальной культуре, развивается чувство самоценности воспитанников старшего дошкольного возраста.

свернуть

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

Физическое развитие. На шестом году жизни в физическом развитии ребенка происходят существенные изменения. Масса тела увеличивается примерно на 200 грамм в месяц, длина тела – на 0,5 см. Рост достигает в среднем 116 см, масса тела – 21,5 кг, окружность грудной клетки – 56 – 57 см.

Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения ребенка. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Значительно увеличивается подвижность, ребенок успешно овладевает основными движениями.

Социально-нравственное и личностное развитие. В этом возрасте у ребенка существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что положительно отражается на всех сторонах его развития. Развивается волевая сфера: становится возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути достижений этих целей, правильная оценка результатов собственных действий. Формируется соподчинение мотивов – отмечается преобладание обдуманных действий над импульсивными, появляется чувство долга по отношению к другим людям. Проявляется стремление управлять собой и своими поступками, умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам. Особенно важное значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности. Ребенок шестого года жизни понимает смысл задачи, поставленной взрослым (воспитателем, родителем и др.), самостоятельно выполняет указания, направленные на способ выполнения задания.

Совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанник отображает события общественной жизни, часто далеко выходящие за рамки его опыта. Он начинает осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся более привлекательными, чем другие. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Воспитанники уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Однако при распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия» (в игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» – зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся более разнообразными. В совместных играх формируется система взаимоотношений между ними, их взаимные привязанности, симпатии и антипатии. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

Существенную роль начинают выполнять элементы трудовой деятельности. Ребенок способен систематически выполнять посильные трудовые обязанности. Более значимыми становятся общественные мотивы труда, которые выражаются в стремлении сделать полезное для других.

Познавательное развитие. Умение управлять своим поведением оказывает определенное влияние на развитие психических процессов (внимание, память, речь, мышление, воображение). Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Внимание становится более устойчивым. Заучивая стихи, тексты, считалки, ребенок намеренно их повторяет. Развитию произвольного запоминания способствует значимость материала для практической деятельности (запомнить что-либо для игры, для передачи поручения воспитателя, для выполнения требований взрослого). Продолжают развиваться распределение, переключаемость внимания.

Под влиянием наблюдений за окружающим и направленного сенсорного воспитания происходит совершенствование восприятия. Ребенок оценивает не только свойства предметов, но и их разновидности: чувствует характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, различает их жанровые особенности, форму, выразительно-изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет).

Интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления, на основе которых становится возможным формирование обобщенных знаний. Ребенок не только выделяет общие свойства предметов и явлений, но и устанавливает простые зависимости между ними (например, отношения последовательности явлений во времени, равенства и неравенства совокупностей, взаимного расположения предметов в пространстве, отношение части и целого и т.д.). Рассуждает о наблюдаемых фактах, строит элементарные умозаключения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Ребенок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если он применяет адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить:

схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования;

комплексные представления о системе признаков, которыми могут обладать объекты;

представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Ж.Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, воспитанник шестого года жизни при группировании объектов может учитывать два признака, способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта.

Развивается воображение – от репродуктивных форм к творчески продуктивному, что позволяет ребенку сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Это имеет познавательное и интеллектуальное значение, а также выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний и негативных эмоций благодаря воображаемой ситуации). Развитие воображения находится в определенной зависимости от проведения специальной работы по его активизации.

Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Воспитанник уверенно определяет направление в пространстве, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях, замечает изменения в оформлении и оборудовании помещений. Закрепляются представления о последовательности времен года, усваиваются представления о времени суток («вчера», «сегодня», «завтра»).

Речевое развитие. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Совершенствуется грамматический строй речи. Ребенок использует практически все части речи, активно занимается словотворчеством. Развивается связная речь. Высказывания постепенно приобретают более связный характер. Ребенок может пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Большинство детей шести лет правильно произносят все звуки родного языка (шипящие, свистящие и сонорные), многие специфические звуки белорусского языка. В овладении белорусским языком становится возможным переход от понимания простых слов и предложений к воспроизведению их в активной речи. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни. Отмечается активизация интереса к сказкам, которые выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей.

Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. На основе более сложных форм общения со взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения простейших обязанностей у ребенка происходит дальнейшее развитие речи, чувств, волевых и морально-эстетических качеств.

Художественное и эстетическое развитие. Продолжает развиваться продуктивная деятельность. Рисунки приобретают сюжетный характер. Достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности заметно явное соотношение. (Л.С. Выготский рассматривает рисунок ребенка как своеобразную речь, средство осмысления и выражения своих переживаний и знаний). В рисунках, как и в постройках, ребенок воплощает свои замыслы, доводит их до конца. Возникают устойчивые, сложные и расцененные композиции.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Ребенок использует и называет различные детали конструктора, может заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала, овладевает обобщенным способом обследования образца, способен выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

Ребенок может конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Он осваивает два способа конструирования:

от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Новообразования, возникшие в этом периоде, дают ему возможность перейти на следующую возрастную ступень развития.

свернуть

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Физическое развитие. На пятом году жизни происходит дальнейшее физическое развитие воспитанников. Масса тела ребенка увеличивается за год в среднем на 1,5 – 2,0 кг, длина тела – на 6 – 7 см. К пяти годам рост детей достигает среднем 106 – 107 см, масса тела – 17,0 – 18,0 кг.

Социально-нравственное и личностное развитие. Возраст пяти лет является важным периодом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда закладываются многие личностные аспекты, формируется «Я - позиция», личное сознание (самооценка). Ребенок начинает осознавать свое место в системе отношений со взрослыми, оценивать свои личностные качества: хороший, злой, добрый и т. п.

Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью. Типично возникновение небольших групп детей (2-3 ребенка), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно играющих вместе. В то же время дети становятся более критичными в оценке сверстников. Наряду с укреплением дружеских отношений между отдельными воспитанниками возникает привязанность к своей группе, складываются простейшие формы групповой солидарности. Формируется стремление быть полезным окружающим взрослым, дружелюбное отношение к сверстникам, умение играть и заниматься сообща.

Гармонизируются отношения со взрослыми. У ребенка отмечается повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развивается чувство любви, привязанности к ним. Постепенно формируется чувство ответственности за порученное дело, умение подчинять свои желания требованиям взрослых, замыслам детского коллектива.

На пятом году жизни ребенок постепенно начинает управлять эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации, пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом, мимикой, интонацией голоса).

Воспитанник охотно выполняет трудовые поручения, помогает взрослым. При этом особую привлекательность для него имеют игровые мотивы, которые воспитатель умело использует для достижения результатов в труде.

Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. Постепенно совершенствуются способности играть, рисовать строить по собственному замыслу. Среди игр ведущее место начинает занимать сюжетно-ролевая игра с несложным сюжетом и небольшим числом играющих. Содержанием игр являются яркие детские впечатления, представления об окружающем мире. Сюжет игр отображает взаимоотношения между членами семьи в различных жизненных ситуациях («Чаепитие с гостями», «Бабушка заболела», «Новоселье»), труд взрослых («Парикмахерская», «Магазин») и др. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий воспитанников.

Познавательное развитие. Совершенствуются психические процессы воспитанника. Наиболее ярко его развитие характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Предпосылкой этого является обогащение познавательной практической деятельности, в процессе которой ребенок уже может различать довольно сложные формы предметов, выделять с помощью зрения, слуха, осязания их отдельные элементы, устанавливать пространственно-временные отношения.

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов путем измерения, сравнения путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период воспитанник осваивает представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), пространстве, времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Он воспринимает величину объектов, легко выстраивает в ряд по возрастанию или убыванию, однако может испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкивается с несоответствием формы и их пространственного расположения. Однако в ситуации восприятия нескольких различных признаков воспитанник может испытывать определенные сложности.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок способен сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности в течение 15 - 20 минут. При выполнении каких-либо действий он может удерживать в памяти несложное условие. Произвольному управлению вниманием способствует рассуждение вслух, проговаривание выполняемого действия, обозначение словом выделяемых признаков предметов и явлений.

В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко и точно воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Начинает складываться произвольное запоминание: воспитанник запоминает до 7 - 8 названий предметов, способен принять задачу на запоминание, выучить небольшое стихотворение и т.д.

Развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам воспитанник начинает выделять более существенные признаки предметов, группировать их по качеству, материалу, назначению. Он может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт и др. Начинает развиваться образное мышление. Ребенок уже способен использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач, строить и конструировать по схеме, решать лабиринтные задачи, предвосхищать события и действия. Он может сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов на основе их пространственного расположения. Однако при этом ему трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане, совершить мысленное преобразование образа. Мышление в целом и его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У ребенка преобладает наглядно-образное мышление, формируются разнообразные конкретные представления. Он способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п., сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К пяти годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец.

Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Ребенок может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речевое развитие. Продолжает активно развиваться речь. Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматическая сторона речи и связная речь. Свои мысли воспитанник выражает законченными предложениями, понятными для окружающих. С удовольствием пересказывает знакомые сказки, небольшие рассказы, составляет рассказы-описания, называя наиболее характерные признаки игрушки, одежды, животных и других изучаемых объектов. Развивается голосовой аппарат, речевой слух, фонематическое восприятие, речевое дыхание, что способствует формированию правильного звукопроизношения.

 Художественное и эстетическое развитие. Усложнение содержания познавательной практической деятельности оказывает определенное влияние на развитие изобразительной деятельности воспитанника. Свои представления об окружающем мире он стремится передать в рисунке, лепке, аппликации. Пять лет – возраст наиболее активного рисования. Рисунки воспитанника могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Ребенок пытается передать выразительные черты образов в рисунке, лепке, хотя замыслы могут оставаться неотчётливыми и неустойчивыми. К концу года воспитанник все чаще проявляет самостоятельные поиски приемов и способов изображения, лепки, вырезывания.

Развиваются конструктивные способности воспитанника в ходе конструирования из строительного, природного, бросового материала, бумаги. Он различает основные строительные детали по форме, устойчивости, иным признакам. Совершенствуется умение анализировать образец постройки, конструировать по собственному замыслу. Намного разнообразнее становятся сюжеты рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Развиваются эстетические чувства, формируется способность откликаться на образное содержание художественного или музыкального произведения, картины, иллюстрации, ярко проявляется отношение к действующему персонажу. Воспитанник улавливает наиболее яркие выразительные средства, звуковысотный и ритмический рисунок мелодии, тембр музыкальных инструментов. Узнает и запоминает песни, стихотворения, сказки и т.д.

свернуть

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Физическое развитие. Возрастают физические возможности воспитанников. В течение года рост ребенка увеличивается на 5-7 см и достигает в среднем 102 см, масса тела – на 1,5-2 кг и к четырем годам достигает примерно 16,5 кг. Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга. Физическое развитие характеризуется большей гармоничностью, что можно объяснить более совершенными функциональными возможностями организма. Ребенок становится более внимательным к своему физическому «Я», что помогает ему не только познать особенности строения человеческого организма (частей тела, внутренних органов), но и узнать об общих принципах их функционирования.

Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность, что способствует физическому и психическому развитию. Потребность ребенка в движении тесно переплетается с потребностью в общении в совместной игровой и других видах детской деятельности. Движения его становятся более разнообразными и координированными. Ребенок этого возраста владеет всеми видами движений, стремится по-разному их объединять, хочет испытать свои силы в более сложных и новых видах физических упражнений. При этом преобладают игровые мотивы (с удовольствием подпрыгивает как зайчик, легко бегает на пальчиках как мышка и т.д.). Индивидуальные различия в объеме, продолжительности содержания двигательной деятельности могут быть значительны. Малоподвижность детей объясняется чаще всего отсутствием необходимых условий для проявления двигательной активности.

Социально-нравственное и социальное развитие. Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания ребенка становится человек, его деятельность, поведение, отношения. Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям – восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, говорить, как они, становится движущей силой развития ребенка. Он стремится вычленить, осознать, затем воссоздать в игре отношения, доступные его восприятию. У ребенка активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных связей и опосредованных ими эмоционально-моральных отношений. Он радуется успехам, удачам близких, переживает их неприятные жизненные моменты, способен проявить чуткость и внимание к ним. Общение со взрослым в начале четвертого года жизни еще имеет деловую мотивацию, но к концу прослеживается выраженный игровой мотив. Взаимодействие строится на предметно-игровой основе. Содержание отношений определяется взаимными бытовыми и игровыми интересами при ведущей роли взрослого в начале четвертого года жизни с постепенной активизацией игровой позиции ребенка к концу года. Отмечается особенная чувствительность к тону, настроению и отношению к себе со стороны окружающих.

На четвертом году жизни ребенок открывает для себя сверстника как партнера, стремится к общению и сотрудничеству с ним. Развитие личности каждого ребенка имеет свои особенности. Одни дети самоуверенны, активны – и в этом находит отражение их позитивное «Я»; другие стеснительны, нерешительны. Педагог помогает каждому воспитаннику увидеть и проявить свои достоинства, инициативу, наладить дружеские отношения, действовать не только «рядом», но «вместе» со сверстником, при этом использовать как неречевые (экспрессивно-жестовые, мимические), так и речевые средства.

У воспитанника развивается не только «Я — актуальное», но и динамическое «Я»: он способен представить себя в прошлом или в будущем. На основании представлений о своем «Я» путем оценок педагогов, сверстников, близких, в процессе активной деятельности, общения формируется сначала общая самооценка дошкольника, позже проявляется способность к осознанной, дифференцированной оценке своих достижений в конкретных видах деятельности («хорошо рисую», «хорошо пою и танцую»). С развитием самооценки ребенка тесно связано чувство стыда и гордости. Однако теперь он гордится не только и не столько наличием самого умения, достижения, сколько его качеством («хорошо рисую машинку», «быстро бегаю» и т. д.). Чувство стыда, неловкости ребенок переживает, если его показатели в освоенных видах деятельности хуже, чем у ровесников, или если замечает свои недостатки (сосет палец, плаксив и т. п.).

Развивается игровая деятельность. Появляется ролевая игра, в которой отражается содержание и уровень осознания дошкольником смыслов человеческих отношений и деятельности взрослых. В игре ребенок строит игровые цепочки, передавая последовательность близких его бытовому опыту действий, берет на себя роли, действует в воображаемом плане от имени другого лица, подчиняет им свое поведение.

Усложняется сюжет и содержание игр. Сами игры приобретают более устойчивый характер, увеличивается количество их участников. Постепенно ребенок овладевает способом замещения: наряду с реальными предметами использует предметы-заместители, позицию «Я» заменяет игровой ролью. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее не велика. В процессе игрового взаимодействия воспитанники постепенно овладевают коммуникативными умениями, способами словесной регуляции действий.

Среди значимых видов деятельности, которыми овладевает ребенок четвертого года жизни, выделяются изобразительная, музыкальная, художественно-речевая. Высокая эмоциональность, чувствительность, реактивность, преимущественно образное мышление детей этого возраста способствуют их успешному развитию. Начинают формироваться предпосылки трудовой деятельности. Возрастают возможности ребенка в овладении навыками самообслуживания, он включается в бытовую деятельность взрослых, труд в природе, осваивает способы действий с предметами-орудиями (начинает пользоваться лопаткой, молоточком и т. д.), приобретает элементарные трудовые умения и навыки. Несмотря на растущую самостоятельность, роль и помощь взрослого в жизни ребенка очень велика. Основные побуждения к общению со взрослыми начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения действий) в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем мире.

Познавательное развитие. Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. В разных видах деятельности создаются условия для активного сенсорного развития. От опредмечивания и предэталона (овал — как огурец) осуществляется переход к овладению сенсорными эталонами, количество которых возрастает. Совершенствуются и обследовательские перцептивные действия, способствующие формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление сенсорного опыта ребенка является важным условием развития образных форм психической деятельности – образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения.

Совершенствуется предметное восприятие, оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, цвета, расположения) у ребенка формируются представления о внутренних свойствах предметов. Он узнает предметы по определенному признаку, объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак.

Формируются ориентировочно-исследовательские действия, которыми ребенок пользуется при выполнении практических задач, активно применяются приемы поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения. Он продолжает знакомиться с функциональными, внутренними свойствами объектов в предметной деятельности (познавательные установки «Что с ним делать?», «Что он делает?», «Почему он такой?»), что позволяет ему устанавливать сначала самые простые, а потом более сложные связи и зависимости (часть-целое, причинные, родо-видовые и др.). Наряду с наглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них.

Воспитанника данного возраста отличает проявление фантазии, он способен создать наглядные образы на основе описания и в игровых ситуациях. Он начинает выделять фантастическое, вымышленное и отличать его от реального, активно использовать вымышленные ситуации в игровой, изобразительной, музыкальной деятельности. Показателем развития творческих способностей может быть освоение простейших приемов создания образов воображения, таких как смещение признаков, комбинирование, преувеличение, преуменьшение и т.п.

В деятельности воспитанника возникает произвольное внимание, способность сосредоточиться и удерживать его достаточно долго, если объект ему интересен. Появляющаяся произвольность существенно изменяет его поведение. Теперь он в состоянии специально запоминать и в нужный момент припоминать правила и изменять в соответствии с ними свое поведение. Ребенок способен внимательно разглядывать что-либо не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы сравнить предметы, открыть в них что-то новое.

Речевое развитие. Активный и пассивный словарный запас значительно увеличивается, обогащается названиями предметов, их качеств, свойств и отношений, словами обобщающего характера, глаголами, прилагательными. Ребенок постепенно овладевает способами словоизменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи, однако у многих детей еще имеется нарушение звукопроизношения (групп свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат).

Появляются различные виды суждений об окружающем мире, которые выражаются в развернутых предложениях. Ребенок активно начинает устанавливать и понимать причинно-следственные, временные связи между предметами и явлениями, что находит отражение в сложноподчиненных предложениях со словами «потому что», «поэтому» и др. В нескольких предложениях он способен передать содержание собственных впечатлений от игры, прогулки, посещения театра и др. Рассказы из личного опыта свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений. Огромное значение приобретает познавательная функция речи – в общении со взрослым и сверстниками ребенок задает много вопросов. Возникают различные виды словесной регуляции. В речи детей преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполненного действия. Речь становится частью самого действия.

Художественное и эстетическое развитие. В изобразительной деятельности и конструировании ребенок переходит к намеренному изображению предметов, хотя способы их реализации еще не совершенны. Четвертый год жизни – время становления предметного рисунка, изобразительных движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению. В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами-представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, расширяется диапазон изображаемых предметов.

У воспитанника повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам художественной формы (ритму, рифме). Совершенствуются способности к восприятию и повторению речевого материала, в том числе на белорусском языке. Ребенок различает поэтический и прозаический тексты, у него возрастает интерес к слушанию сказок и стихотворений, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых. Воспитанник проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку, различает контрастное настроение музыкальных произведений, узнает знакомые произведения, называет их. Различает звуки по высоте, тембры музыкальных инструментов, хорошо подстраивается к голосу педагога, начинает петь протяжно.

Развиваются и эстетические чувства ребенка. Он сопереживает героям любимых сказок, неравнодушен к музыке, краскам природы, книжной графике. Использует цвет как средство передачи своего отношения к людям, предметам окружающего мира в рисунках, аппликации. В процессе деятельности и общения с окружающими ребенок способен проявить не только симпатию (антипатию), но и чувство товарищества, дружбы. Он живет преимущественно в мире чувств и эмоций, ему свойственны позитивные эмоции, высокая заражаемость эмоциональным состоянием других детей, взрослых.

Новообразования, возникшие в психике ребенка, дают ему возможность перейти на следующую возрастную ступень развития.

свернуть

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ГОДА ДО 3 ЛЕТ

Физическое развитие. Продолжается интенсивный темп физического развития. В среднем за год масса тела возрастает на 2,0 кг, рост увеличивается на 7–8 кг. К трем годам масса тела ребенка в среднем составляет 15,0 кг, рост – 95,0 – 96,0 см.

Характерной особенностью этого возраста является потребность ребенка в разнообразных движениях, интерес и желание их выполнять. Возрастает его самостоятельность, движения становятся более координированными. Параметры развития, качественная характеристика и темп овладения воспитанниками разными видами движений (ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, метанием) индивидуальны, однако для каждого ребенка важным является гармоническое соотношение показателей физического развития: роста, веса, окружности груди, активности, подвижности. Физические нагрузки необходимы им для полноценного развития всех систем и функций, чувственного познания окружающего мира.

Социально-нравственное и личностное развитие. В этом возрасте происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности воспитанника, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Это выражается в появлении стремления к самостоятельности, с одной стороны, желанием быть похожим на взрослого и подражать ему, с другой стороны. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к авторитету матери, отца, других членов семьи. В этом возрасте он очень чувствителен к словам и действиям окружающих людей: с интересом вслушивается в диалог взрослых, пытается постичь логику их рассуждений и действий.

Ребенок стремится быть относительно независимым, хочет многое делать сам (одеться, раздеться, есть), отказывается от помощи взрослых. Если взрослые не учитывают потребности ребенка, проявляют излишнюю опеку, сдерживают инициативу ребенка, то это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желанию делать все наперекор требованиям взрослого.

На третьем году жизни у ребенка зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым к глазам взрослого. Собственные достижения он хочет продемонстрировать взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости. Взрослые, умело регулирующие свои ограничения, требования, поощряющие самостоятельность ребенка, помогают гармоничному формированию его  личности.

У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками, однако взаимодействие их непродолжительно и возникает эпизодически вначале в процессе совместных предметно-игровых действий, затем – игровых. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает, если того нет в группе. Появляются элементы самооценки, в которой отражаются чувства достоинства и стыда, которые еще только зарождаются. В этот период ребенок чувствует и удовлетворяет свое самолюбие преимущественно действиями, привлекающими к нему внимание других, сравнивает свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. К трем годам ребенок начинает выделять свое «Я», ставить себя в позицию субъекта деятельности, осознавать, что рядом существуют другие люди. Необходимо, чтобы эти первые его представления о своем физическом и социальном «Я» обрели позитивную окраску, что станет основой развития позитивной «Я-концепции» на следующих этапах онтогенеза.

В этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении различными видами деятельности: игровой, трудовой, художественной и др. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность. В раннем возрасте создаются психологические предпосылки для формирования игровой деятельности. Возникают первые ролевые игры, в которых ребенок берет на себя роль, отображая действия близких взрослых (мамы, бабушки). В игре обычно доминирует предметное содержание – воспитанник осуществляет определенное действие с куклой – одевает, кормит, укладывает ее спать. В течение года игровые действия, объединенные общим сюжетом, усложняются. Ребенок начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых, берет на себя новую роль (продавца, доктора). В сюжетно-отобразительной игре по подражанию действиям взрослых он замещает реальные предметы игрушками и другими предметами-заместителями (кормит куклу палочкой).

Ребенок по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, очень привязан к близким, но проявляет интерес к посторонним, которые вызывают у него симпатию. Импульсивное поведение уступает место поведению нового типа, в котором проявляется первичное умение подчинять свои желания необходимости (усвоение понятий «можно», «нужно», «нельзя»). Ребенок начинает контролировать свои и чужие поступки, хотя возможности его здесь пока что очень ограничены. На третьем году жизни ребенок гордится своими достоинствами: послушанием, аккуратностью, новыми игрушками, умением самостоятельно одеваться, «читать» стихи, выговаривать «трудные» звуки, танцевать. Разные чувства вызывают у него не только люди, но и игрушки, живая природа. Ребенок начинает отличать красивое от некрасивого, добро от зла. Таким образом, в этом возрасте завершается первый этап развития представлений ребенка о себе, первый этап развития личности.

Познавательное развитие. Продолжается сенсорное развитие: ребенок знакомится с формой, величиной, цветом, массой предметов, их признаками, соотносит свойства одних предметов со свойствами других, выделяет в них общее. Действуя с предметами, он учитывает их признаки, положение в пространстве. Постепенно формируются умения сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними. Воспитанники понимают и постепенно обозначают словом свойства и качества предметов, овладевают умением обобщать, решать наглядно-практические задачи.

Внимание воспитанников еще не устойчиво. Постепенно сосредоточение на деятельности, которой они занимаются, становится более длительным. Совершенствуются процессы запоминания и припоминания, с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.

Значительно совершенствуется память. Ребенок помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и может рассказать (к концу третьего года жизни) о ярких событиях в жизни (посещение кукольного театра, детского кафе и др.).

Третий год жизни – период интенсивного развития воображения, особенно во второй половине года (2,5 – 3 года). Ребенок может действовать в воображаемой ситуации: например, показать, как бегает лисичка, как скачет зайчик и т.д. С развитием воображения тесно связано развитие продуктивных видов деятельности: рисование (продукт – рисование), лепка (продукт – поделка), конструирование (продукт – постройка), игра (ролевое поведение).

Речевое развитие. Интенсивно увеличивается активный словарь, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем родного языка – появляются новые падежные окончания, будущее время глагола, чаще используются прилагательные, предлоги. Овладение речью дает воспитаннику возможность использовать ее не только для обозначения предметов окружающей действительности, но и для выражения своих потребностей. Переход от называния себя в третьем лице («Катя спать») к первому, использование личного местоимения «Я» знаменуют важнейший этап в личностном развитии ребенка – зарождении самосознания.

Формируется умение строить фразу из 3-4 слов: ребенок пользуется как простым, так и сложным предложением. Он понимает смысл не только отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов об объектах, которые не находятся в данный момент в поле его зрения. Воспитанник начинает задавать вопросы «что это?», «зачем?» и др., действия сопровождает словами, репликами.

Ребенок осваивает звуковую сторону речи (у него начинает развиваться речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка). Он начинает проявлять интерес к белорусскому языку, детским передачам на белорусском языке, понимает значение некоторых наиболее употребительных слов.

Художественное и эстетическое развитие. Изменения происходят и в овладении рисованием, лепкой, конструированием. Усвоенное ранее ребенком черканье карандашом по бумаге начинает приобретать определенный смысл. Ребенок узнает в каракулях знакомые образы, в очертаниях линий, форм, цветных пятнах начинает видеть образы, явления действительности, пытается изобразить знакомые ему предметы. Появляется собственно изобразительная функция рисования.

Продолжают формироваться разные виды музыкальной деятельности. Ребенок заинтересованно слушает и эмоционально воспринимает музыкальные произведения, подражает протяженным певческим интонациям взрослого, звучанию инструмента. Повышается слуховая чувствительность, позволяющая различать звуки по высоте, тембру. Ребенок овладевает умением двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки, отмечая контрастные изменения, постепенно появляется ритмичность в движениях под музыку.

Все перечисленные новообразования подготавливают ребенка к новому возрастному периоду развития — дошкольному.

свернуть

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ (Ранний возраст)

Физическое развитие. К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на втором году жизни. В благоприятных условиях жизнедеятельности ребенок второго года жизни за каждый месяц прибавляет в весе 170—190 г, вырастает на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12 – 12,7 кг, рост – 85 – 86 см. У двухлетнего ребенка в среднем 20 молочных зубов.

Раннее детство – период интенсивного физического развития. Повышается сопротивляемость организма, становится более устойчивой нервная система, повышаются пределы ее работоспособности. Меняется соотношение между сном и бодрствованием в сторону увеличения последнего: до 1,5 лет воспитанники могут бодрствовать 3 – 3,5 часа, после 1,5 лет – 5 часов. Процессы возбуждения и торможения становятся более дифференцированными и концентрированными.

Ведущим видом движений в этот период является ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, она вызывает у него положительные эмоции, развивает ориентировку в окружающем мире. К концу второго года жизни ходьба и координация движений совершенствуются – ребенок убыстряет шаги, бегает, преодолевает небольшие препятствия на пути (переступает через кубик и др.). По мере того как ходьба становится более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Воспитанник может, не боясь потерять равновесие и упасть, возить или носить в руках предметы, манипулировать с ними.

На втором году жизни темп психического и физического развития детей менее интенсивен, чем на первом. Поэтому учебная программа дошкольного образования предусматривает изменение распорядка дня, задач, видов деятельности, форм и методов организации образовательного процесса не поквартально, а по полугодиям.

Социально-нравственное и личностное развитие. Важный признак этого возраста – непосредственность и импульсивность поведения воспитанника. Чаще всего ребенок действует под влиянием мгновенного порыва, возникающих в данный момент чувств и желаний. Научившись ходить, он получает возможность знакомиться со множеством ранее недоступных ему предметов. Интерес к окружающему быстро растет. Ребенок стремится все увидеть, услышать, до всего добраться, взять в руки, потрогать, порвать, разбросать, попробовать на вкус и т.д. Он испытывает потребность в разнообразных движениях. Такая двигательная активность развивает моторику, способствует выработке точности и координации движений, развитию органов чувств.

Совершенствуются уже приобретенные ребенком движения, действия с предметами. Предметная деятельность является ведущей в этом возрасте. Она пробуждает интерес к окружающему миру, стимулирует любопытство, приводит к осознанию доступных представлений о предметах окружающей действительности. Появляется и активно развивается ситуативно-деловое общение, основной мотив которого – сотрудничество со взрослыми. Ребенок нуждается в ласке, внимании, доброжелательных контактах с близкими людьми, обеспечивающими чувство уверенности и психологическую защищенность. Взрослый вводит ребенка в мир предметов, знакомит с их назначением, стимулирует деятельность, направленную на активное познание мира. Общение способствует формированию пассивной и активной речи, своевременному овладению ребенком предметной деятельностью. Неудовлетворение потребности в таком общении ведет к негативным результатам в развитии не только познавательной, но и личностной, эмоциональной сферы ребенка (появляются трудности в общении со взрослыми, другими детьми, нерешительность и т. д.).

Важнейшим новообразованием раннего детства является осознание ребенком своей индивидуальности, образа «Я». Семья – первое социальное сообщество, где начинается социализация ребенка, половая идентификация (дети впервые осознают себя мальчиками и девочками). На втором году жизни он способен к элементарному осознанию родственных связей, особенно тех, которые затрагивают в большей степени эмоции, – это мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры. Воспитанник проявляет любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим, замечает эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживает им, осмысливает свои желания, что помогает ему осуществлять некоторые целенаправленные действия и поступки. Разумная требовательность к ребенку в сочетании с доброжелательным отношением, поощрение самостоятельности способствуют гармоничному становлению личности ребенка.

На втором году жизни ребенок начинает осознавать себя и в качестве субъекта межличностных отношений: не только взрослые, но и сверстники начинают вызывать у него интерес (присматривается к ним, играет рядом, может стремительно подбежать к другому ребенку и обнять его и пр.). Интерес к детям растет по мере увеличения времени совместного пребывания в учреждении дошкольного образования, на игровой площадке. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает, если того нет в группе. Он учится сравнивать свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. Появляются элементы самооценки, в которой отражаются только зарождающиеся чувства достоинства и стыда. В этот период ребенок чувствует и удовлетворяет свое самолюбие преимущественно действиями, привлекающими к нему внимание других.

В раннем возрасте создаются психологические предпосылки для возникновения игровой деятельности. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной: это действия с сюжетными игрушками, предметами, строительным материалом. Для перехода к игре ребенку необходимо научиться отделять действия от предмета и переносить их на другой объект. В начале второго года жизни ребенок воспроизводит лишь разученные действия, причем преимущественно с теми игрушками, с которыми действовал взрослый. Постепенно он переносит способ действия с одних игрушек на другие. После полутора лет благодаря умению подражать ребенок начинает включать в игру действия, самостоятельно подмеченные в различных жизненных ситуациях, что является предпосылкой отобразительной игры. В конце второго года жизни в действиях ребенка наблюдаются элементы сюжетной игры: он выполняет игровые действия в определенной последовательности, общается с другими детьми доступными языковыми средствами, подражает действиям взрослых (укладывает куклу спать, ее кормит, одевает на прогулку и т.д.). В игре начинает использовать не только игрушки, но и предметы-заместители (кубик вместо мыла), постепенно формируется потребность взять на себя роль другого человека. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность.

На втором году жизни активно формируются навыки самообслуживания. К 1 году 3 месяцам воспитанник начинает пользоваться ложкой, в 1,5 года ест преимущественно самостоятельно, по напоминанию и с помощью взрослого вытирает рот салфеткой, задвигает стул, выходя из-за стола, проявляет активность при одевании и раздевании.

Познавательное развитие. Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем мире, овладения действиями с предметами стимулируют развитие психических процессов (восприятия, памяти, внимания, речи, наглядно-действенного мышления). Происходит сенсорное развитие ребенка, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Ребенок может (по подражанию, по образцу) выбрать один предмет по заданному признаку (самую маленькую из двух-трех матрешек разной величины).

Ребенок при помощи взрослых осваивает способы действий с предметами, игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами, формочками для песка). Появляются соотносящиеся и орудийные действия, способствующие развитию мыслительных процессов, первых элементарных обобщений (о признаках, назначении предметов), которые ребенок усваивает сначала практически, в действиях, затем закрепляет в слове (с помощью взрослого). Первоначально он обобщает предметы по внешним, наиболее ярким признакам: например, кисой называют и живую кошку, и любую мягкую игрушку, и пушистый предмет (шубу, шапку). Постепенно в процессе деятельности и руководства взрослых развивается способность к обобщению по существенным признакам, что является показателем развития мышления у воспитанника.

Речевое развитие. Ранний возраст – сензитивный период для развития речи. Совершенствуется процесс понимания речи взрослых и активная речь. Ребенок запоминает названия предметов и действий, которые взрослый несколько раз обозначил словом. Это связано с повышенной двигательной активностью ребенка (передвижение по комнате, группе, участку), ознакомлением с большим количеством предметов и действиями с ними. После 1 года 6 месяцев воспитанник овладевает умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий, выполнять простые поручения взрослого.

В начале второго года жизни ребенок подражает звукам, звукосочетаниям, словам взрослого, что способствует постепенному увеличению словаря. К 1,5 годам активный словарь ребенка в среднем составляет 30 слов, к двум годам – 200–300 слов. Облегченные слова постепенно заменяются общеупотребительными. В речи появляются личные местоимения и слова, обозначающие не только предметы и действия, но доступные пониманию ребенка качества и отношения между предметами.

Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. К концу второго года количество слов в предложении может увеличиваться до трех-четырех. Воспитанник начинает изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делает еще много ошибок. Появляются формы множественного числа, повелительное наклонение глаголов («дай», «иди» и др.). Слово взрослого постепенно становится действенным средством организации поведения ребенка, развития его познавательной активности и самостоятельности, которая проявляется в игре, различных видах деятельности, в быту.

Художественное и эстетическое развитие. Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, художественное слово. Он с удовольствием слушает сказки, песни, подпевает взрослому, сам напевает слова любимой песни, повторяет потешки, танцует. Формируется отзывчивость на ритм, интонации, напевность стихотворений и потешек. Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляется элементарная ритмичность, разнообразные виды движений под музыку. В этот период формируются предпосылки художественной деятельности («Буду рисовать мяч» и т.д.).

Все перечисленные новообразования подготавливают ребенка к новому возрастному периоду развития — дошкольному.

свернуть

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ от рождения до 1 года (РАННИЙ ВОЗРАСТ)

ХАРАКТЕРИСТИКА

     ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

     от рождения до 1 года (РАННИЙ ВОЗРАСТ)

                                   

Первый год занимает особое место в жизни ребенка от рождения до трех лет. Развитие воспитанника первого года жизни осуществляется в определенной последовательности: новые, более сложные умения формируются на основе имеющихся, более простых. Овладение тем или иным умением происходит в разные возрастные сроки. При этом отмечаются периоды накопления и скачков, чем и обуславливается неравномерность развития ребенка данного возраста. Скачкообразность отражает объективный, закономерный процесс развития организма младенца, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием проблем в его развитии. Быстрый темп и неравномерность развития позволяют выделить период новорожденности и четыре качественно отличных периода развития ребенка первого года жизни: от рождения до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев, а также определить в каждом из них умения, которые получают именно в данном возрасте наибольшее развитие и имеют прогрессивное значение для дальнейшей жизни. Эти умения названы ведущими, на них должно быть направлено особое внимание в процессе воспитания и обучения ребенка. Поэтому в содержание учебной программы включено создание оптимальных условий для своевременного формирования и развития той или иной функции или процесса. В основу обучения детей раннего возраста положено развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, узнавание, умения смотреть и слушать, различать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, представлений, знаний, жизненного опыта.

Ребенок первого года жизни располагает такими возможностями психики, которые свидетельствуют о наличии у него полноценной внутренней жизни, идущей по линии развития взаимоотношений с окружающими людьми, становления личности и самосознания. Уже в первые дни жизни ребенок способен не только слышать звуки, но различать их по высоте, тембру и громкости, отдавая предпочтение звукам человеческой речи. Он не только видит близко расположенные предметы, но различает их по форме, величине, предпочитает сложные конфигурации, среди которых выделяет структуру человеческого лица. Новорожденный обладает достаточно развитым обонянием, наделен тактильной, болевой, вестибулярной чувствительностью.

Примерно начиная с второй-третьей недели жизни, ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, лице взрослого, реагировать на слуховые воздействия. К концу первого месяца жизни он овладевает умением сосредотачивать внимание на предметах, взрослом, смотреть в глаза и улыбаться ему. Появление способности смотреть, слушать, улыбаться при виде взрослого свидетельствует о том, что период новорожденности завершился и контакт «ребенок-взрослый» установлен.

В процессе общения с взрослым создаются необходимые условия для развития у ребенка зрительного, слухового и тактильного анализаторов, повышения общего эмоционального тонуса, что способствует активизации всех психических процессов, освоению сферы человеческих взаимоотношений.

В первом полугодии жизни ребенка ситуативно-личностное общение выступает как ведущая деятельность. В процессе общения с малышом, как и в период новорожденности, следует использовать приемы, которые выражают доброжелательность к нему и легко им воспринимаются: прикосновения, ласковая интонация, подражание звукам, издаваемым младенцем, сопровождение всех действий речью, зрительным контактом, приветливой улыбкой.

С третьего месяца жизни главным показателем развития ребенка является комплекс оживления, характеризующийся совокупностью экспрессивно-мимических проявлений, улыбкой, активными движениями ручками и ножками, разнообразными звуками, позже смехом. Отражающаяся в комплексе оживления радость – это то своеобразное содержание, которое ребенок передает взрослому в процессе общения. В этот период в общении закладывается привязанность малыша к тем людям, которые наиболее полно удовлетворяют его потребность во внимании и доброжелательности – матери, другим значимым взрослым – которое выступает одним из важнейших психологических новообразований данного возраста. Его научное название – аффективно-личностные связи: аффективные – потому что в их основе лежат эмоциональные процессы, личностные – потому что они появляются не просто в результате любого взаимодействия взрослого и ребенка, а именно в общении. Благодаря этим связям у ребенка появляется чувство уверенности в себе, закладывается активная позиция в отношении к окружающему миру и к самому себе.

К четырем-пяти месяцам у ребенка активность проявляется в открытом, доброжелательном отношении к окружающим людям, в заинтересованном инициативном отношении к предметному миру, в жизнерадостности, требовательности, уверенности и настойчивости в своих желаниях, свидетельствующих о положительном самоощущении. В процессе общения происходит интенсивное развитие его эмоциональной сферы. Общение требует от ребенка умения распознавать эмоциональные проявления взрослых и совершенствования своих собственных экспрессий, с помощью которых он выражает свое отношение к ним, свои желания и состояния. Интенсивное эмоциональное общение является мощным фактором, влияющим на предречевое развитие ребенка. От рождения наделенные избирательной чувствительностью к звукам человеческой речи младенцы нуждаются в постоянном восприятии речи взрослого. Они предпочитают особую речь: нежные высоко интонированные звуки, с отчетливыми акцентами, обязательно с выраженной адресованностью к малышу. Первые звуки, называемые гуканием, младенцы издают еще в конце периода новорожденности. В начале второго месяца появляются протяжные звуки, называемые гулением. В три месяца большинство детей во время бодрствования подолгу вокализируют. У малышей, испытывающих дефицит общения, задерживается появление речи.

В первом полугодии жизни ребенок приобретает опыт не только во время общения со взрослыми, но и в процессе познания предметного окружения. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши научаются рассматривать и прослеживать направление движения предметов, а вскоре наблюдать за их перемещением в более отдаленном пространстве. Зрительные, как и тактильные ощущения, в первые месяцы жизни является основным источником впечатлений ребенка. В три-четыре месяца он выполняет еще неловкие ощупывающие движения, прикасается к своей одежде, игрушкам, различным предметам. Позже ребенок научается координировать свой взгляд и движение руки. Если подвешивать игрушки в зоне досягаемости, то постепенно малыш научится дотягиваться до видимого предмета. Постепенно действия становятся целенаправленными. Появление целенаправленных движений и действий с игрушками – очень важное событие в жизни младенца. Оно открывает целую эпоху, в которой главное – предметные действия и манипуляции с игрушками. Эта деятельность младенца называется предметно-манипулятивной. На следующем этапе развития ребенка она становится ведущей.

Под влиянием общения начинают формироваться основы самосознания ребенка (представление о себе, своем образе, отношение к себе). Первое, что понимает и узнает ребенок о себе, вступая в общение с взрослым: нужен он или не нужен, любят его или нет. На основе этого опыта у малыша формируется первичное доверие к миру. Нежное и заботливое отношение взрослого к малышу находит отражение в положительной самооценке ребенка, которая формируется, начиная с первых месяцев его жизни, и составляет фундамент образа самого себя. Уже в первом полугодии жизни младенец обнаруживает способность различать отношение взрослого к своим действиям и отношение к себе в целом как к личности.

Адекватное реагирование на признаки дискомфорта ребенка способствует формированию двигательной активности, пониманию эффективности и значимости собственных действий. Установление взаимоотношений в системе «ребенок-взрослый» – важнейший момент становления саморегуляции младенца. Возможности ребенка в установлении отношений в этот период ограничены. Он способен устанавливать субъективные отношения лишь с узким кругом людей, находящихся с ним в постоянном контакте и удовлетворяющих его потребности. Позднее появляется возможность для отношений в системах «ребенок – другие близкие взрослые», «ребенок – ребенок». Параллельно с расширением отношений идет формирование их интенсивности и устойчивости. Наиболее выраженными и стабильными в это время являются отношения «ребенок – близкий взрослый (как правило, мать)».

Трехмесячный ребенок с удовольствием рассматривает себя в зеркале и улыбается своему отражению. Он узнает себя, значит, у него есть образ себя. Это свидетельство его благополучного личностного развития и первое проявление положительного самоощущения. В процессе общения у ребенка складываются не только образ себя, но и образ другого человека. К концу первого месяца новорожденные начинают проявлять интерес ко взрослому. Примерно в три-четыре месяца малыш продолжает относиться к людям с вниманием и интересом. Однако уже в этом возрасте появляются различия в отношении детей к родным, знакомым и незнакомым. Отношение детей этого возраста к незнакомым людям выражается в эмоциональной и двигательной реакции, настороженности, смущении.

Второе полугодие – новый этап в развитии ребенка. Он характеризуется новым видом ведущей деятельности – предметно-манипулятивной и новой формой общения со взрослыми – ситуативно-деловой. Содержанием общения является практическое взаимодействие с взрослым в процессе действий с предметами. Ребенок вступает в контакт с взрослым, когда ему требуется помощь, поддержка, одобрение. Переход на этап ситуативно-делового общения ярко проявляется в поведении. Ребенок стремится удовлетворить потребность не только в доброжелательном внимании, а прежде всего в соучастии, практическом сотрудничестве. Среди мотивов общения на первое место выдвигается деловой мотив: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умения действовать с предметами как помощник в действиях, как образец этих действий, как носитель оценки умений малыша. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся локомоторные и предметные действия, позы, жесты, используемые для целей общения (приближение или удаление, вручение или протягивание, изображение действий). Манипулируя с предметами, ребенок открывает для себя новые способы действий и новые свойства предметов, различая их по форме, величине, цвету. В семь-восемь месяцев он научается брать сразу две игрушки и действовать с ними одновременно и поочередно. Это свидетельствует о развитии внимания: оно становится более устойчивым и распределенным. В процессе манипулирования стремительно развивается наглядно-действенное мышление. При помощи взрослого возможности для действий ребенка расширяются: можно показать, что мячик катают, волчок крутится. Он знакомится и даже исследует свойства предметов: размахивает игрушками, чтобы вызвать звучание, мнет платок, изменяя его форму и объем, раскачивает подвешенную игрушку, изменяя ее движение. Этот этап в развитии действий называется результативным (7–8 месяцев). Овладевая этими действиями, ребенок переходит на этап специфических действий с предметами, которые осваивает к концу года.

Позднее начинают формироваться действия, которые можно назвать соотносящими: малыш играет с коробочкой, у которой открывается и закрывается крышечка, вкладывает маленькую коробочку в большую и т.д. Поступая по образцу взрослого, к десяти месяцам ребенок уже способен достать интересный предмет с помощью другого, научиться способам употребления предметов: расческой причесываться, машинку катать, ложкой есть и др. Поведение ребенка приобретает черты целенаправленности и произвольности, он постепенно начинает действовать с предметами самостоятельно по правилам, овладевает разнообразными социально-полезными умениями и  навыками.

Переход к новой форме общения влечет за собой преобразования в эмоциональной сфере. Расширяется гамма оттенков переживаний и их мимических выражений. Дети начинают обнаруживать высокую чувствительность к отрицательным эмоциям взрослых, пугаются незнакомых и новых помещений, переживают разлуку с матерью. У малыша появляется реакция на свои успехи и неуспехи, на похвалу и порицание.

Новая ситуативно-деловая форма общения требует совершенствования средств общения. Использование взрослыми речи в организации совместной деятельности обостряет потребность ребенка в понимании и активном овладении ею. Понимание речи проходит ряд этапов. Сначала появляется умение находить взглядом показываемый и называемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, находящегося на постоянном месте. В семь-восемь месяцев он находит его по слову в любом месте. В этом же возрасте он начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения, откликаться на свое имя, сопровождать свои действия лепетом, состоящим из повторяемых слогов. К концу года появляется лепетное говорение – целые тирады, интонационно оформленные как речевые высказывания, но состоящие из лепетных слов. Одним из важных условий, способствующих развитию речи, являются эмоциональные контакты ребенка со взрослым. Они помогают детям выделять речь как отличительную черту обращений, а привязанность к взрослому стимулирует стремление подражать ему. К концу года ребенок научается произносить первые слова, понимает названия предметов, по просьбе взрослого может найти однородные предметы, узнать их по ярким признакам, выполнить определенные действия с ними.

Во втором полугодии к экспрессивно-мимическим средствам общения присоединились новые – предметно-действенные. Ребенок начинает ориентироваться на оценку его действий: отделяет критику взрослым своих действий от общего положительного отношения к себе как к личности. В этот период оценка взрослым его самого и его действий становится особенно важна, поэтому пользоваться поощрениями и порицаниями в общении с ребенком надо очень ответственно. О формировании образа себя у детей второго полугодия свидетельствует развитие способности к сопереживанию. Малыш радуется, если радуется взрослый, огорчается, если заплакал другой ребенок.

Во втором полугодии жизни ребенка происходит более четкое разделение взрослых на знакомых и незнакомых. В этом возрасте окончательно оформляется система аффективно-личностных связей с близкими взрослыми. Они ярко проявляются не только в положительной эмоциональной ситуации, но и в отрицательной. Испытывая испуг или тревогу в новом помещении, при контакте с незнакомыми людьми, дети адресуются за помощью именно к близким людям. Получив эмоциональную поддержку, они становятся смелее, активно обследуют новое помещение, заигрывают с незнакомцем. Так благодаря правильному общению с первых месяцев жизни у ребенка складывается более рациональная стратегия поведения при контактах с внешним миром.

Благодаря опыту, приобретенному ребенком в процессе предметно-манипулятивной деятельности, формируется первое личностное образование ребенка. Успешное достижение результата какого-либо действия, впечатление, полученное от эффекта собственной активности, придает ребенку чувство уверенности в себе, своих возможностях, способствует формированию настойчивости в достижении цели. Опыт, приобретенный в самостоятельной предметно-манипулятивной деятельности, сказывается и на отношении ребенка к людям. Уверенный в себе малыш после настойчивых, но безуспешных попыток овладеть предметом или совершить какое-либо действие начинает активно требовать помощи взрослого. Таким образом, если в первом полугодии жизни на становление активности (как предличностного образования) в основном влияла сфера общения, то во втором в ее становление вносит значительный вклад и предметно-манипулятивная деятельность. К десяти-одиннадцати месяцам уже можно говорить об активности малыша как об одной из личностных характеристик, проявляющей себя в отношениях к миру людей и предметов, и к самому себе. В этом возрасте у ребенка обогащается и детализируется образ себя, переживание своей значимости для близких людей, к которому теперь добавляется переживание себя как субъекта, активно воздействующего на мир.

Во втором полугодии меняется представление ребенка о взрослом: на основе совместных предметных действий, общения формируется дифференцированное отношение к нему. Теперь он требует от него не просто приласкать и утешить, но уметь интересно играть. Малыш радуется взрослому, который с ним интересно играет, стремится продлить общение с ним. Ребенок пытается отстаивать свое право быть хозяином окружающего пространства, на запреты и замечания взрослых начинает еще больше проявлять настойчивость в действиях, и противопоставлять себя взрослым, доказывает себе и взрослым, на что он способен. Ребенок входит в кризисный возраст, в связи с чем может появиться впечатление, что он действует назло, не реагирует на разрешения и запрещения. Ребенок проявляет свою инициативу, выражает свое отношение к требованиям взрослых. Такие проявления – важнейшее достижение в развитии ребенка. Упрямство, обидчивость, настырность и агрессивность часто являются спутниками кризиса первого года жизни. Это важнейший этап в личностном развитии ребенка. За всеми негативными симптомами стоит возросшая самостоятельность малыша. При адекватном отношении взрослых кризис первого года жизни протекает без негативной симптоматики, проявляясь в новых умениях, особенностях поведения и стиля отношений к окружающим.

свернуть