Социально-педагогическая и психологическая служба

Линия доверия "Мы вместе в ответе за наших детей"

29.04.2023

Об ответственности родителей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

И СОЗДАНИЕ ДЛЯ НИХ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ

       Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родите­лей. В случае невы­полнения родителями или лицами их заменяющи­ми, своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответ­ственности. Действующее законодательство пре­дусматривает различные меры ответственности родителей и лиц, их заменяющих: адми­нистративную, уголовную, гражданскую.

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
  2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин. (Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 63, 2/946))

Статья 159. Оставление в опасности

  1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно нетерпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

  1. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа.
  2. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом. (Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 76, 2/50))

Статья 342. Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них

  1. Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются арестом или лишением свободы на срок до двух лет. (Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 76, 2/50))

Гражданско-правовая ответственность

Статья 942. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет

  1. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине.
  2. Если малолетний, нуждающийся в опеке, находился в организации, которая в соответствии с законодательством является его опекуном (организации здравоохранения, учреждении образования, учреждении социального обслуживания, иной организации), эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним, если не докажет, что вред возник не по ее вине.
  3. Если малолетний причинил вред в то время, когда находился под надзором организации здравоохранения, учреждения образования или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществляющего надзор на основании договора, эта организация либо лицо отвечают за вред, если не докажут, что вред возник не из-за недостатков при осуществлении надзора.
  4. Обязанность родителей, усыновителей, опекуна, организации здравоохранения, учреждения образования и иной организации по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда. Если родители, усыновители, опекун либо другие граждане, указанные в пункте 3 настоящей статьи, умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда. (Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст. 101))

 Правовая ответственность родителей за ненадлежащее

выполнение родительских обязанностей 

Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.

Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь.

Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.

           В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что:

«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».

Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».

Частью 5 статьи 17 Закона Республики  Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:

«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

Ответственность в данном случае наступает по статье 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

Согласно ч. 2 статьи10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений, а также ваши дети сами могут стать жертвой преступления.

Статьей 19.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка - влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение установлена ст.173 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Так, часть 1 закреплено, что вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо в систематическое немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в бродяжничество или попрошайничество – наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет. Часть 2 — то же действие, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо совершенное родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, – наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его. Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

По ч.3 ст.174 уголовного кодекса Республики Беларусь, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

      

       К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.

 

       Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка.  

Родителям необходимо знать, что все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание (ст. 185 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). Право детей на заботу и внимание со стороны матери и отца является равным независимо от совместного или раздельного проживания родителей. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.

свернуть

Помогут тем, кто столкнулся с наркотиками

Телефоны психологической помощи

 

 

- телефоны круглосуточной бесплатной «горячей линии» по вопросу о консультировании пострадавших от домашнего насилия: +375(17)3110099 (стационарный телефон), +375(29)1017373 (А1), +375(29)8990401 (МТС), с возможностью обращения через мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp

 

- круглосуточный телефон Республиканской телефонной детской линии помощи для несовершеннолетних, оказавшихся в кризисном положении, сложной жизненной ситуации и нуждающихся в психологической поддержке 8-801-100-16-11 (помощь может быть оказана анонимно)

 

- круглосуточный «Телефон доверия» экстренной психологической помощи для детей и подростков 8-017-263-03-03 (помощь может быть оказана анонимно)

 

- Если вам известны факты совершения преступлений, связанных с педофилией или вы сами пострадали от сексуального насилия сообщите об этом по телефонам отделения ОВД Жодинского горисполкома: +375445660910; +375296864198; 63844, 46877 или 102 – ОДС Жодинского ГОВД

 

- линия доверия ГУО «Жодинский социально-педагогический центр» 6-95-05; 6-56-12

- телефон «Доверие» ГУ «Жодинский территориальный центр социального обслуживания населения» 4-86-04

- телефон детской поликлиники г. Жодино 6-52-90

- телефон управления по труду, занятости и социальной защите Жодинского горисполкома 4-84-99

- круглосуточный телефон приемного отделения УЗ «Жодинская центральная городская больница» 6-74-03

 

 

Получить круглосуточно онлайн-консультацию специалиста-психолога вы можете

на сайте kids.pomogut.by

свернуть

НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ ЛОЖЬ

Сообщайте о семейном насилии

Мы в ответе за наших детей

Линия доверия

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

21.03.2023

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

       Трудно себе представить семью, где царило бы полное безразличие к хорошим или плохим поступкам детей. Как, правило, мы следим за деятельностью детей, даём оценку их поведению. Делаем это с помощью поощрения или наказания, соревнования. Поощрение – выражение положительного отношения к поведению детей и оно имеет большое значение в воспитательном процессе. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, желания вести себя ещё лучше, повышает авторитет в глазах окружающих, способствует развитию чувства собственного достоинства. Наказание - метод воспитания, направленный на преодоление у детей неверных поступков и вредных привычек. А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий, не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Как часто пытаются люди воспитывать детей наказанием… Но ведь наказанный ребёнок, это страдающий ребёнок. Ребёнку надо помочь намного раньше, то есть до наказания, чтобы он мог избежать его. Дети, которых воспитывают физическими наказаниями становятся неуправляемыми. Физическое наказание не только обидно и унизительно, но и учит агрессии. Постоянно объясняйте ребенку, за что вы хотите его наказать, старайтесь вести при этом себя тактично и спокойно, без криков и агрессии. Сильный вред взаимопониманию между взрослыми и детьми наносит несдержанность, где взрослые следуют своему настроению. Отсюда стычки, ругань. Крик и грубость вызывают у детей чаще всего ответную реакцию.  И такое поведение он начинает воспринимать как естественное, и соответствующим образом ведёт себя в детском коллективе.  

 

 

 

Правила воспитательных мер

  1. Возьмите за правило никогда не оставлять безнаказанными нарушение детьми ваших установок и ограничений. Если он почувствует, что в каких-то случаях ему это может сойти с рук, он будет вести себя недозволенным образом. 2. Не грозите ему определённым наказанием за провинность, если не сможете исполнить свою угрозу, он просто перестанет воспринимать вас всерьёз. 3. Не проявляйте излишнего внимания к плохому поведению ребёнка, т.к. это только раззадоривает его. Важно сказать в этом случае, какое наказание уместно за проступок. 

 

 

 Важно установить разумные ограничения:

  1. Чёткая формулировка ограничений. Ограничения будут действовать более эффективно, если они имеют конкретный характер и выдержаны в позитивном, а не негативном тоне. Например, фраза «Не клади одежду на диван» оставляет возможность ребёнку бросить одежду в другом месте. Гораздо яснее будет «Разденься и отнеси одежду в свою комнату». 2. Соответствие ограничений возрасту. По мере взросления ребёнка, правила и ограничения нужно пересматривать. 3. Ограничения не должны ущемлять достоинства Ограничения не должны поселить в детях чувство безнадёжности и отчаяния, ненависти к взрослому человеку. 4. Ограничения должны быть выполнимыми. Прежде чем сформулировать общее правило, подумайте, каким образом вы сможете контролировать его выполнение и что предпримите, если запрет будет нарушен. Когда вы придумываете правила, выполнение которых не сможете или не будете контролировать, вы даёте детям возможность не обращать на эти правила никакого внимания. Два основных типа мер воздействия при нарушении запретаЛишение. Запретите ребёнку на короткое время делать то, в чём он перешёл всякие границы (смотреть телевизор, общаться с друзьями, гулять). • Возмещение. Если нанесён какой-то урон, он должен быть возмещён или сведён по возможности к минимуму. Правила к бесконфликтной дисциплине ребёнка Правило 1Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в семье каждого ребёнка. Это особенно полезно помнить тем взрослым, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребёнка. Это попустительский стиль воспитания. Правило 2Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много. Это правило предполагает особое чувство меры, особую мудрость взрослого в решении вопросов о «можно», «следует», и «нельзя». Правило 3 Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Любой запрет желаемого для ребёнка труден, а если он произносится властным, агрессивным тоном, то становится трудным вдвойне. Так на вопрос «Почему нельзя?», не стоит отвечать: «Я так велю», «Нельзя и всё!» Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно». Объяснение должно быть коротким, и повторяться один раз.  Правило 4 Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.  Лучше ограничить его в чём – то, нежели физически наказывать. Правило 5 Требования взрослых не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность детей: много прыгают, открывают, разбирают, танцуют, слушают музыку. Всё это проявления естественных потребностей детей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше, чем нам взрослым надо бегать, двигаться, пробовать свои силы. Запрещать такие действия всё равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.

Поощрение хорошего поведения Умение хвалить и поощрять детей важно. Независимо от того, насколько легко поддаётся воспитанию ребёнок, непременно нужно замечать, когда ведёт он себя хорошо, и выражать ему за это признательность и высказывать похвалу. Замечайте в ребёнке преимущественно хорошие черты, и ваши отношения станут более позитивными и доверительными. Для того, чтобы поощрения были эффективны, прибегайте к ним чаще, чем к жёстким воспитательным мерам. Хвалите детей в 5-10 раз чаще, чем вам приходится их ругать.  

Простейшей формой поощрения является похвала. Похвала должна быть конкретной, незамедлительной, искренней. Похвала будет эффективной, если звучит не слишком часто – нельзя «захваливать» ребёнка.

Рекомендации по вопросам воспитания

  1. Совершенно недопустимы физические наказания. Они унижают и ожесточают ребенка. Физические наказания ничего не воспитывают и не прививают, а только разрушают взаимоотношения, отдаляют ребенка, делают его агрессивным, замкнутым и тормозят развитие.
  2. Нельзя делать наказание чрезмерным. Наказание – это подчеркивание смысла слов взрослого, сигнал о важности того или иного правила. Поэтому классические «cтояние в углу», «сидение в кресле» или «уменьшение времени игры» вполне подходят.
  3. Нельзя наказывать унижением, грубым тоном, обзыванием, недоброжелательной критикой и сравнениями.
  4. Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно сразу следовать за нарушением правила, грубым поведением. При этом возраст ребенка не имеет значение: чем раньше ребенок встретиться с безусловностью ваших конструктивных правил, тем лучше.
  5. Важно при наказании объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл вашего недовольства и что конкретно вы от него ждете.
  6. Наказание назначать необходимо в спокойном тоне.
  7. Вся семья должна придерживаться общих к ребенку требований и приятых семейных правил. Так ребенок сможет легче научиться и принимать семейные системы требований и саморегулировать свои эмоции и поведение.

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Телефон срочного реагирования

ТУРКОВА Ирина Васильевна

  • Должность: Педагог-психолог, педагог социальный (совмещение)
  • Подробнее...