Страничка учителя-дефектолога

   Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

                 Методы и приёмы работы с детьми, имеющими

                укороченную подъязычную связку (уздечку)

Подъязычная связка

В норме длина уздечки составляет около 1,5 см.

Правила выполнения упражнений

  • При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
  • Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  • Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

 «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот

На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: «Д – д – д – д!»

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь, А потом – вниз.

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять как можно выше к носу, а затем опустить  к подбородку. Язык двигается вверх-вниз.

«Грибок» с элементами самомассажа

Предложить выполнить упражнение «Грибок».  Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

 

Массаж уздечки языка

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

Рот при этом раскрыт.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

свернуть

Речевая готовность

Основные показатели речевой готовности к школе:

  1. Сформированность произносительной стороны речи.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков; анализ обратного слога гласный — согласный; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Знание и правильное употребление терминов «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать коррекционную работу с ним до школы.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?      

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:         

 1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

  2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок  добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить.

Уважаемые  родители! У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!                        С уважением, учителя-дефектологи!

свернуть

Критерии готовности ребенка к школе

                       Критерии готовности ребенка к школе

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.

Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Хотелось бы остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, вы, уважаемые родители, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

Личностная готовность. Включает в себя формирование новой социальной позиции, выражается в отношении ребенка к деятельности, к другим людям, к самому себе; сюда входит и определенный уровень мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

 обучаемость,

 коммуникабельность,

 толерантность,

 нравственное развитие,

 адекватная самооценка и уровень притязаний;

 

Интеллектуальная готовность.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка определенного круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

Социально-психологическая готовность. Включает в себя формирование речевой и коммуникативной активности. Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.

Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, форсированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

Эмоциональная готовность. Включает эмоциональную устойчивость, способность к эмоциональным переживания и анализу эмоций, их адекватности и способности к регуляции.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

 

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - оценкой этого компонента, как правило, занимаются медицинские работники, которые осуществляют проверку по трем основным критериям:

 физическое развитие - длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;

 биологический возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;

 комплексная оценка состояния здоровья.

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

Причинами школьной незрелости могут быть:

Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка)

Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения).

Недостатки в воспитательной среде: вседозволенность, попустительское отношение к воспитанию ребёнка и прочее.

Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с уччителем-дефектологом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно).

Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.

 

Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет».

свернуть

Как научить ребёнка держать ручку, карандаш

Как научить ребёнка держать ручку, карандаш???

Нам понадобится: пол салфетки и ручка.

Складываем салфетку в несколько раз и зажимаем её двумя пальцами правой руки – мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены. 

Теперь свободными пальцами берём в правую руку ручку и, о чудо, ребёнок держит её правильно! 

 

 

  

Второй способ – аналогия с дротиком. 

Наверняка, хоть раз в жизни каждый из нас играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребёнок берёт в руку ручку, напоминайте ему, что нужно держать её как дротик. 

Третий способ - ручка «самоучка». 

Есть специальное устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. Можно найти подобные насадки в форме зверюшек и различной расцветки. Они бывают как для правшей, так и для левшей. Для малышей, которые только учатся держать в руках ложечку, есть специальная ложка-обучалка, благодаря которой ваш ребёнок сможет научиться правильно брать столовые приборы в руку. 

 

Четвёртый способ - ручка с "подсказкой" для пальцев.           

 Специально разработанная трёхгранной формы, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определённого размера, чтобы обеспечить правильное положение ручки в руке у ребёнка (для праворуких и леворуких детей). 

Пятый способ - метод пинцетного захвата.

- Возьмите ручку или карандаш за самый кончик и поставить на стол. 

- Скользящим движением пальчики спускаются вниз и ручка оказывается в правильном положении руки. 

- Теперь только нужно контролировать наклон руки ребёнка. 

Для начала покажите ребёнку на собственном примере, демонстрируя медленно, затем предложите ему повторить за вами.

 

Самых маленьких детишек приучают с помощью пастельных мелков, которые разламывают на кусочки по 3 см. Такими короткими мелками сложно рисовать положив их в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать тремя пальцами. Так же сейчас продаются трёхгранные короткие карандаши и восковые мелки, которые также приучают малыша правильно держать карандаш, а затем и ручку.

Почему ребенок неправильно держит карандаш?

Проблема неправильного захвата остро встает перед родителями первоклашек. В школе детям приходится часто и много писать, а то, как ребенок держит ручку, напрямую влияет на его почерк и скорость письма. Откуда же возникает эта проблема?

Мелкая моторика рук у маленьких детей развита еще недостаточно, поэтому малыш держит погремушку или карандаш всеми пальцами, зажимая в кулак. Уже в более старшем возрасте некоторые дети изо всех сил сдавливают карандаш, выставляя пальцы вперед. Такое неправильное положение пальцев часто превращается в привычку, от которой бывает трудно избавиться.

Обращайте внимание на то, как ребенок рисует или пишет. Не позволяйте ему держать карандаш, как ему захочется. Чем раньше малыш научится правильно держать карандаш и ручку, тем проще ему будет в школе.

 

 

 

 

Признаки неправильного захвата карандаша

  • Большой палец во время письма находится ниже указательного;
  • Пальцы находятся далеко от пишущей части;
  • «Щепоточный» захват (три пальца расположены на одном уровне относительно пишущей части);
  • Карандаш лежит на указательном пальце;
  • Слишком сильный нажим на бумагу;
  • Верхний конец карандаша при письме направлен в сторону, а не к плечу;
  • Ребенок поворачивает лист бумаги, а не карандаш.

Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков говорит о том, что необходимо помочь ребенку научиться писать правильно.

На что влияет неправильный захват?

Специалисты сходятся во мнении, что от того, как ребенок держит пишущие предметы, зависит его здоровье. Неправильный захват при письме может пагубно сказаться на зрении ребенка, а также приводит к сколиозу. Часто неправильный захват сопровождается слишком сильным нажимом на карандаш. Поэтому дошкольник будет уставать, выполняя письменные задания. Это может отразиться на отношении ребенка к учебе в школе.

Как правильно держать карандаш и ручку?

Для того чтобы научить ребенка правильно держать ручку, нужно обратить его внимание на то, как при письме должны располагаться пальцы. Если ребенок правша, то ручка должна лежать на левой части среднего пальца. Указательный палец при этом придерживает пишущий предмет сверху, а большой – слева. Если ребенок левша, то положение пальцев зеркально меняется. Ручка лежит на правой стороне среднего пальца, большой палец придерживает ее справа, а указательный палец располагается сверху. Безымянный палец и мизинец обычно прячутся в кулак. Если ребенок держит пишущий предмет правильно, он не выпадет из рук при поднятии указательного пальца.

Чтобы ребенок лучше запомнил правильное расположение пальцев при письме, можно обратить его внимание на следующие моменты:

  • Можно представить, что при письме карандаш ложится спать, а его подушка – это верхняя часть среднего пальца, а указательный и большой пальцы – это одеяло;
  • Пальцы должны быть расслаблены;
  • Пальцы должны быть расположены на расстоянии 1-2 см от пишущей части ручки или карандаша;
  • Можно касаться стола кончиком мизинца.

 

свернуть

комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие звуки

Комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие звуки

 

«Накажем непослушный язык» (шлепаем губами по языку) Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить: пя-пя-пя. Произношение слогов облегчит выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение: 1 – пошлепывать губами кончик языка; 2 – пошлепывать губами середину языка; 3 – пошлепывать губами язык, продвигая его медленно вперед, а затем назад.

«Чистим зубы снаружи» Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения.

«Покусываем язык» улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1 – покусывать кончик языка; 2 – покусывать середину языка; 3 – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та» (это помогает ребенку в выполнении упражнения)

«Лопаточка» улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Дуем на лопаточку» улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Таким образом, можно дуть в небольшую бутылочку, на вертушку, в трубочку.

«Горка» («мостик») улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить горкой. Удерживать в таком положении под счет до 10. Если ребенок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и-и-и», и язык примет нужное для «горки» положение.

«Ветерок дует с горки» улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык горкой, а затем спокойно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

«Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны) улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у десен. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при межзубном произношении свистящих.

«Катушка» улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

«Жуем блинчик» улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «горка»), потом выдвинуть его чуть вперед и покусывать свернутый язык.

свернуть

Комплекс артикуляционной гимнастики на звуки Р,РЬ

Комплекс артикуляционной гимнастики на звуки Р, РЬ

 

«Барабанщик» улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами , звонко, отчетливо и многократно повторяя: «д- д – д. Темп убыстряется постепенно. Можно стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» - «Колокольчик».

 

«Лошадка» улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка наверху. Темп убыстряется постепенно. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

 

«Грибок» улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»), и удерживать в таком положении в течение 5-10 секунд. Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Ребенок щелкает языком постепенно замедляя темп, и присасывает язык к небу.

 

«Гармошка» улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот (как бы растягивая меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

 

«Кучер» сомкнуть губы и достаточно сильно  подуть через них. Губы вибрируют, и слышится характерный звук «тпру-у-у». вариант: положить широкий край языка между губ и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

 

свернуть

Комплекс артикуляционной гимнастики на звуки Л, ЛЬ

Комплекс артикуляционной гимнастики на звуки Л, ЛЬ

«Иголочка» открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперед.

 

«Маятник» улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить   им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10 раз. Язык передвигается, не облизывая нижнюю губу. Нижняя челюсть неподвижна.

 

«Змейка» открыть рот и производить узким языком движения вперед-назад. Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперед.

 

«Индюк» приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл-бл» (так болбочет индюк)

 

«Качели» улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны() и удерживать 3-5 секунд. Так поочередно менять положение языка 5-6 раз.

 

«Пароход» слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «Ы»: ы-ы-ы («пароход гудит»). Теплый воздух выходит по бокам языка. Если при пропевании вы не слышите твердый «Л», а мягкий «ЛЬ», то попросите ребенка еще больше высунуть язык и зажать  зубами не кончик, а среднюю часть языка.

 

свернуть

Комплексы артикуляционной гимнастики на шипящие звуки

Комплекс  артикуляционной гимнастики на шипящие звуки

«Чашечка» улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Если «чашечка» не получается, то необходимо завернуть язык на верхнюю губу, придерживая его края пальчиками, и удерживать его в таком положении в течение 5-10 секунд.

«Вкусное варенье» улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу делая движения сверху вниз. Можно продолжить и убрать язык в рот, не разрушая чашечки. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх – она должна быть неподвижной.

«Ступеньки» (чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» вверху за зубами) улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем – за верхние зубы. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую и удерживая в каждом положении в течение 3-5 секунд.

«Фокус» улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Можно на кончик носа прикрепить кусочек ватки и сдуть ее.

«Не разбей чашечку» придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки»

«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. При этом необходимо следить за тем, чтобы кончик языка двигался  у верхних альвеол.

«Маляр» улыбнуться, открыть рот и покрасить кончиком языка твердое небо (потолок), делая движения языком вперед-назад, поглаживая небо. Следите за тем, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности зубов, но не высовывался изо рта.

свернуть