Инклюзивная культура

Организация эффективного взаимодействия педагогов при осуществлении интегрированного обучения и воспитания

Организация эффективного взаимодействия педагогов

при осуществлении интегрированного обучения и воспитания

 

Лишь тесное взаимодействие администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, педагогического коллектива и родителей ведет к достижению оптимального результата при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР.

Залогом успешности данной деятельности является создание атмосферы сотрудничества и грамотное распределение обязанностей и зон ответственности специалистов.

Предлагаемая модель отражает основные направления и содержание деятельности специалистов при обучении и воспитании дошкольника с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания.

Учитель-дефектолог:

Создаёт  адекватные условия для обучения и воспитания дошкольника с ОПФР с учётом его особых образовательных потребностей.

Совместно с воспитателем  определяет уровень сформированности учебных умений и навыков, выявляет уровень сформированности целенаправленной деятельности.

Определяет особенности развития познавательных процессов.

Наблюдает за динамикой развития воспитанника с ОПФР.

Проводит учебные занятия коррекционных занятий согласно учебному плану.

Дифференцирует учебный материал с учетом особых образовательных потребностей воспитанника с ОПФР.

Консультирует администрацию учреждения, педагогов по вопросам создания в учреждении адаптивной образовательной среды.

Формирует  позитивное отношение  к людям с ОПФР у участников образовательного процесса.

Воспитатель:

 Создаёт условия для успешной адаптации воспитанника  с ОПФР в детском коллективе. Определяет его интересы и склонности.

Создаёт благоприятный микроклимат в коллективе группы.

Стимулирует и поощряет дружеские отношения с воспитанниками с ОПФР.

Обеспечивает возможности самовыражения воспитанника с ОПФР.

Включает воспитанников с ОПФР в активное участие в садовских и внесадовских мероприятиях. Консультирует родителей.

Педагог-психолог:

Проводит психологическую  диагностику, коррекцию, развитие личности и эмоционально-волевой сферы ребёнка с ОПФР, гармонизацию межличностных отношений в группе интегрированного обучения и воспитания.

Определяет особенности  развития личности  ребёнка, уровень адаптации в коллективе, мотивацию к обучению.

Проводит коррекционные занятия, направленные на  развитие эмоционально-волевой сферы и коррекцию её нарушений; формирует мотивацию к обучению.

Гармонизирует взаимоотношения в детском коллективе, обучает воспитанников конструктивным способам взаимодействия, развивает коммуникативные навыки.

Консультирует педагогов, родителей, разрабатывает рекомендации

для участников образовательного процесса.

Формирует позитивное отношение к лицам с ОПФР.

Социальный педагог:

Обеспечивает социальную поддержку семьи, воспитывающей  ребёнка с ОПФР, организует участие ребёнка с ОПФР в социально значимой деятельности.

Совместно с воспитателем изучает условия жизни и особенности семейного воспитания ребёнка с ОПФР

Совместно с педагогом-психологом изучает социально-психологический микроклимат и стиль семейного воспитания.

Заместитель заведующего  по основной деятельности, курирующий организацию интегрированного обучения и воспитания:

Организует  необходимую  адаптивную образовательную среду для ребёнка с ОПФР (архитектурная безбарьерная среда, специальные средства обучения, учебные пособия; специальные условия обучения и др.).

Консультирует педагогический коллектив по вопросам организации интегрированного обучения и воспитания, формированию позитивного отношения к детям с ОПФР и интегрированному обучению и воспитанию.

Просвещает и консультирует родителей.

 

свернуть

Инклюзивная культура

Инклюзивное образование

Информация для родителей и педагогов

ИНКЛЮЗИВНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ   

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся далеким, неизвестным и немного страшным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в учреждении дошкольного образования здоровых детей и детей с особенными потребностями. В этой статье освещены ответы на самые часто задаваемые вопросы, затрагивающие инклюзивное дошкольное образование.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

В Республике Беларусь общие положения о специальном образовании, об интегрированном обучении детей  отражены в Кодексе Республики Беларусь об образовании в новой редакции (Закон Республики Беларусь от 14.01.2022 №154-3 «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»).

Специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество. При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания. Группа интегрированного обучения и воспитания – группа, в которой получают образование лица с особенностями психофизического развития и лица, не относящиеся к лицам с особенностями психофизического развития.

На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года.  Практически во всех крупных городах Республики Беларусь имеются образовательные учреждения инклюзивной направленности.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Что необходимо для того, чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в образовательное учреждение?

Родителям особенного ребёнка достаточно предоставить заявление, подписанное одним из родителей, медицинскую справку о состоянии здоровья, заключение медико-педагогической комиссии и направление в учреждение дошкольного образования.

Источники:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании в новой редакции (Закон Республики Беларусь от 14.01.2022 №154-3 «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»)
  2. http://ddu549.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=32121

 

 

свернуть